Родители могут и должны участвовать в образовательном процессе. Более того, именно они несут преимущественную ответственность за воспитание и развитие ребенка. К сожалению, не все родители готовы помогать учителям и собственным детям. Вместе с экспертом образовательного центра «Каменный город» Сергеем Галиуллиным разбираемся, как включить родителей в образовательный процесс и наладить с ними адекватную коммуникацию. Где зафиксированы обязанности родителей по воспитанию и образованию детей?Вот главные документы:
Бывает, что родители бездействуют не со зла: они просто не понимают проблемы и своих обязанностей. Вернее, они уверены, что знают и исполняют. Из серии «Я кормлю, одеваю, а учит школа». Это, конечно, заблуждение, но именно в этом незнании своего уровня ответственности чаще всего кроется причина базовых конфликтов родителей и школы. Какие задачи учителя в работе с родителями? Даже несмотря на то, что от некоторых родителей хочется максимально отстраниться, сделать этого не получится: учителю нужно учитывать особенности каждого ребенка — это его обязанность по закону «Об образовании в РФ». Как право, родитель знает об этих особенностях больше учителя: он может подсказать, помочь, отреагировать быстрее, чем другие. Поэтому в родителях стоит искать союзников. Даже если учителю проще работать самому, чем подключать родителей, есть требования администрации — школы, района, региона. Вернуть родителей в школу — задача, которую ставит перед учителями высшее руководство, поэтому директор заставляет подключать их к воспитательной и даже иногда учебной работе. Помните, общение с родителями — не прихоть, а требования закона, поэтому оно необходимо обеим сторонам, а не только учителю (как иногда считают). Как включить родителя в процесс?В работе с родителями важны два принципа: избегаем конфликтов и правильно формулируем проблему (задачу). Для соблюдения первого достаточно не упрекать и не обвинять родителей; второго — учитель должен четко понимать, что именно нужно прямо сейчас. Что еще поможет?1. Рассказать или напомнить о правилах. Если родители привели первого ребенка в первый класс, они могут ничего не знать о школе. С одной стороны, можно дать устав школы и заставить выучить его наизусть. Но это тупиковый путь. Лучше рассказать, как найти документы на сайте, и своими словами передать их основной смысл. Также важно рассказать об обязанностях родителей из закона «Об образовании» и других нормативных документов. Хорошо, если родители понимают, как часто школе требуется их помощь. Лучше заранее рассказать им о количестве родительских собраний и важных совместных мероприятий: субботниках, конференциях, чаепитиях. Но и напоминать за неделю до мероприятия тоже важно, потому что не все ведут календарь и следят за датами. 2. Найти ценности, важные для родителя. Учителю часто приходится работать с мотивацией школьников. Родители не сильно отличаются от своих детей: к каждому нужен свой подход. По опыту можно выделить две основные мотивации родителей: это здоровье и благополучие ребенка или его успеваемость. 3. Объяснять просто. Дело не в том, что родители не знают каких-то педагогических терминов, а в том, что учителя больше включены в процесс. И если учителя понимают, зачем нужно какое-то мероприятие с родителями, то родителям нужно разложить его ценность по полочкам. Например, перед каникулами нужно провести инструктаж по технике безопасности и получить подписи не только детей, но и родителей. Учитель решает провести деловую игру, чтобы научить детей и родителей технике безопасности. Родителям нужно объяснять важность мероприятия с самого начала. Нельзя сказать: «Будет игра, приходите». Нужно построить в их головах всю логическую цепочку. 4. Не требовать, а просить. Если учителя подчиняются приказам директора, то на родителей они не действуют. Даже если учитель вежливо «вымогает» помощь, это не просьба, а требование в мягкой форме. Просьба подразумевает право на отказ. Расскажите, почему вам нужна помощь родителей, почему это важно для них самих, и предоставьте возможность выбрать форму помощи. Например, родители не могут участвовать в совместном субботнике, но могут придумать для него символику, рассказать в социальных сетях или созвать побольше детей. Как лучше просить родителей о помощи Если речь про срочную помощь — просите вежливо и кратко. Скорее всего, такая помощь нужна в экстренных ситуациях: что-то случилось с ребенком, и нужно его забрать; ребенок совершил правонарушение, и нужно представлять его интересы в правоохранительных органах. Главное — не паниковать и не заражать паникой родителей. Рассказывайте о случившемся без эмоций и сразу говорите, что, как и когда нужно делать. Если речь о несрочной, но важной помощи, то по возможности обозначьте это заранее. Если спланировать план мероприятий на несколько месяцев вперед и просить помощи у родителей четко, это уменьшит вероятность отказа. Как лучше решать конфликты с родителямиЕсть три базовых принципа:
Как защитить себя от клеветы со стороны родителейНи один учитель не застрахован от того, что некий родитель по разным причинам может его опорочить. Что делать в этом случае?
| |
| |
Просмотров: 86 | |
Всего комментариев: 0 | |
| |